В настоящее время цифровые технологии практически вытеснили аналоговую фотографию из широкого употребления. Единственная область, где последняя не уступила своих позиций «цифре», это арт-фотография. Ведь арт-фотограф должен работать с материалом напрямую, как художник или скульптор, – только тогда фотография будет хранить тепло человеческих рук.… Но арт-фотография не требует точного воспроизведения реальности, здесь больше ценятся возможности, позволяющие эту реальность интерпретировать. В связи с этим сейчас возрос интерес к альтернативным фотографическим технологиям, которые накладывают меньше ограничений на творческую свободу фотографа, чем классический бромосеребряный процесс. В этой статье мы расскажем об одной из таких технологий, интереснейшем методе альтернативной печати, малоизвестном в России – лит-печати (lith printing в англоязычных источниках).
Лит-печать – очень гибкий, настраиваемый процесс. Фотограф получает практически неограниченные возможности для управления контрастом и тональностью отпечатка, намного превосходящие возможности обычной печати. Можно получить жесткие, графичные отпечатки, а можно очень нежные и деликатные в стиле высокого ключа. Можно варьировать цвет отпечатка от практически монохромной черно-белой гаммы до целой радуги коричневых, оранжевых, персиковых, фиолетовых и голубых тонов, при этом тональность светов контролируется отдельно от тональности теней. Можно получить отпечаток с высочайшей четкостью и детализацией, а можно отпечаток в пикториальном стиле, где детали будут ненавязчиво материализоваться из живого, вибрирующего фона.
Лит-печать особенно хорошо подходит для фотографий, полученных нестандартным способом – съемкой пинхолом (стенопом), моноклем, на инфракрасную пленку. На таких изображениях, слишком “неудобных” для обычной печати, творческие возможности лит-процесса проявляются в полный рост.
Немного истории
В отличие от большинства альтернативных методов, разработанных еще на заре фотографии, лит-печать возникла совсем недавно, в 70-х годах прошлого века. Ее возникновение было связано с широким распространением технических лит-проявителей, позволяющих получить сверхконтрастное штриховое изображение без полутонов. Такие проявители применяются при фотовыводе пленок для полиграфии, при изготовлении фотошаблонов для микроэлектроники и т.п.
Лит-печать оказалась “внебрачным ребенком” технического лит-проявления. Как выяснилось, при проявке лит-проявителем фотобумаги в нестандартном режиме, можно получить полутона. Полученное изображение обладает уникальными свойствами, сильно отличаясь от результатов стандартной черно-белой печати и результатов любых других альтернативных процессов.
Общепризнанным пионером лит-печати является английский печатник и фотограф Gene Nocon, в конце 70-x годов впервые применивший лит для печати выставочных работ. Однако вскоре фотобумаги, пригодные для лит-печати, перестают выпускаться, и этот процесс практически исчезает с горизонта. Через некоторое время лондонский печатник Michael Spry заново открывает возможность лит-печати на фотобумаге Seagull Oriental. Самый известный его клиент, фотограф Anton Corbijn, начинает активно использовать лит для печати своих работ.
Но настоящее публичное открытие лит-печати состоялось в 1998 г., когда Tim Rudman, известный специалист в области черно-белой печати, выпустил книгу «The Master Photographer’s Lith Printing Course». В этой книге подробно рассмотрены теоретические основы процесса лит-печати, его применимость для современных фотобумаг и методики управления проявлением. С публикации этой книги началось активное распространение лит-печати по всему миру. В настоящее время даже выпускаются специальные проявители и фотобумаги, предназначенные исключительно для этого процесса.
Особенности изображения
Прежде всего, это необычная тонопередача. Для всех лит-отпечатков характерны жесткие, контрастные тени и нежные, малоконтрастные света. Иногда кажется, что лит-отпечаток состоит из двух разных позитивов, наложенных друг на друга. Один позитив – это тени, другой – света. Эта иллюзия недалека от истины – света и тени на одном отпечатке проявляются по разным механизмам, о которых будет рассказано дальше. Такое сочетание светов и теней дает характерный визуальный эффект: изображение становится в целом более ярким и энергичным. Соотношение тени/света легко регулируется в процессе проявки изображения.
Если рассматривать лит-отпечаток с точки зрения канонов классической черно-белой печати, то за искаженную тонопередачу лит получил бы двойку. Но как это ни парадоксально, недостатки лита в реальной жизни превращаются в достоинства.
Вспомним психофизиологические особенности нашего зрения. Человек прекрасно различает малейшие тональные оттенки в светах и плохо – разницу тонов в тенях, даже если с точки зрения физики эта разница значительна. Но классические фотопроцессы ориентированы как раз на физически правильную, линейную передачу яркостей. Таким образом, значительная часть фотодиапазона стандартного отпечатка расходуется на плохо воспринимаемые теневые участки, и только часть – на света, откуда наш глаз воспринимает основную часть информации.
Лит-печать меняет расстановку приоритетов, сжимая непродуктивный теневой диапазон и расширяя светлые участки. Несмотря на фотометрическую “неправильность”, такой отпечаток обычно выглядит живее и интереснее обычного. Разумеется, от расширения диапазона светов выигрывают не все сюжеты, тем не менее лит часто позволяет взглянуть по-новому на слишком “серый” для обычной печати кадр. Расширенные, воздушные света также отлично подходят для печати пикториальных фотографий, сделанных моноклем или мягкорисующим объективом.
Вторая особенность лит-процесса – необычные для черно-белой фотографии цвета. Все мы привыкли, что черно-белая фотобумага дает соответствующую монохромно-серую гамму цветов. На бумаге теплого тона появляется оливковый или коричневатый оттенок, но сути это не меняет. В случае лит-печати можно получить намного более интересные цвета. Бумаги холодного тона дают песочные, желтоватые и кремовые оттенки светов, бумаги теплого тона могут дать насыщенные кофейные, оранжевые, персиковые и розовые света. Одновременно с этим тональность в тенях остается такой, какая была бы при классическом проявлении, на холодных бумагах – черная, на теплых – коричневатая или оливковая. Все вместе это дает характерный и легко узнаваемый эффект дуотона или сплит-тонирования, с теплыми светами и холодными тенями. Некоторые галереи даже отказываются принимать лит-отпечатки в монохромную секцию, заявляя, что у черно-белой фотографии таких цветов не бывает…
Но и это еще не все. Лит-отпечатки легко тонируются селеновым или золотым тонерами. Золотой тонер позволяет расширить цветовую гамму лита в сторону холодных тонов. В зависимости от бумаги и длительности тонирования можно получить пурпурные, фиолетовые и голубые света. Тональность теней при этом практически не меняется. С селеновым тонером результат сильно зависит от бумаги. Как правило, селен охлаждает общую тональность и сдвигает ее в сторону нейтрально-серых цветов, начиная с теней. Но на некоторых бумагах селен, наоборот, дает целую гамму новых цветовых переходов.
Третья особенность – характерное “лит” зерно, похожее на зерно бромойлевых отпечатков. Это зерно не имеет ничего общего с зерном пленки (однако при печати с зернистого негатива, лит-зерно красиво обыграет “родную” зернистость). Зерно более всего проявляет себя в средних тонах и тенях. С помощью него, а также с помощью понижения контраста в светах, можно создавать очень тонкие пикториальные эффекты, напоминающие работы фотохудожников начала XX в.. Иногда такое зернистое изображение вкупе с низким контрастом даже называют “проявлением под старину”. Степень зернистости контролируется составом проявителя и экспозицией.
Турбулентные потоки проявителя, возникающие при движении отпечатка в кювете, дают еще один интересный эффект. Зерно неравномерно распределяется по поверхности изображения. Фотография получается лишенной статичности даже в плоских монотонных участках, она начинает пульсировать, дышать. В результате изображения, которые казались бы при стандартной печати вялыми и неинтересными, часто оживают, у них появляется еще одно измерение. Такие отпечатки, живущие собственной внутренней жизнью – пожалуй, самая тонкая и трудновоспроизводимая особенность лита.
Химия процесса
Необычное действие лит-печати связано с инфекционным проявлением. Инфекционное проявление представляет собой цепную реакцию, протекающую в гидрохиноновом проявителе при малом содержании сульфита натрия. Молекула гидрохинона, восстановив бромид серебра до металла, превращается в семихинон, который также является проявляющим веществом. Молекула семихинона восстанавливает следующую молекулу бромида серебра, при этом образуя хинон. Семихинон настолько активен, что восстанавливает любую молекулу бромида серебра, какая ему попадется, независимо от того, засвечена она или нет. Образовавшийся хинон затем реагирует с гидрохиноном, давая в результате две молекулы семихинона. Две молекулы семихинона восстанавливают две следующих молекулы бромистого серебра, давая две молекулы хинона, из которых образуется уже четыре семихинона и т.д.
Как мы видим, достаточно проявиться одной молекуле бромида серебра, чтобы затем по цепной реакции полностью проявилось все серебро вокруг. В то же время, существует механизм обрыва цепной реакции: молекула семихинона, встретив сульфит, превращается в неактивный сульфонат гидрохинона, который в дальнейшем проявлении не участвует. Потому обычные проявители для бумаги никогда не работают по инфекционному механизму: в них слишком велика концентрация сульфита, и цепная реакция сразу обрывается, не успев развиться. С другой стороны, если концентрация сульфита в лит-проявителе слишком мала, то цепная реакция выйдет из под контроля, и фотобумага почернеет даже в тех местах, где никакой экспозиции не было. Это явление называется в англоязычной литературе “pepper grain” – на отпечатке возникают хаотически расположенные черные точки. Способ борьбы с pepper grain очевиден – добавление сульфита натрия в проявитель.
В чем же отличие лит-печати от классического лит-проявления, используемого для штриховых фотоматериалов? Дело в том, что одновременно с инфекционным проявлением, бумага проявляется и по обычному механизму. При обычном проявлении лит-проявитель работает как проявитель сверхтеплого тона, дающий очень мелкозернистое серебро (отсюда и все необычные цвета лит-отпечатков). Обычное проявление включается в работу сразу, а инфекционное – только спустя продолжительный интервал времени (т.н. индукционный период). Таким образом, сначала проявляется светлое, малоконтрастное изображение теплого тона. Затем включается в работу инфекционный механизм и в тенях появляются темные участки, где серебро восстановлено полностью. Эти участки быстро растут, и в некоторый момент времени отпечаток надо быстро вынуть из проявителя и прервать проявление в стоп-ванне.
Контроль времени проявления – один их главных творческих инструментов лит-печати. Если прервать проявление раньше, получается мягкий, воздушный high-key отпечаток, состоящий практически из одних светов. Если позже – темный и контрастный low-key отпечаток c массивными тенями и зерном, агрессивно наступающим на света.
Лит-печать на практике
Большим преимуществом лит-печати перед другими альтернативными процессами является использование обычной фотобумаги и стандартной проекционной печати. Но на этом сходство со стандартной печатью заканчивается.
Если классическая черно-белая печать – занятие для терпеливых, то для лита придется запастись терпением вдвойне. Время проявления лит-отпечатка может доходить до получаса, в зависимости от свойств фотобумаги и степени разбавления проявителя. Во время проявления требуется постоянно перемешивать проявитель в кювете, в противном случае проявление будет неравномерным.
Кроме этого, надо внимательно следить за появлением изображения на бумаге. Как только станут появляться темные участки, счет начинает идти буквально на секунды – инфекционное проявление развивается очень быстро, поэтому промедление с переносом отпечатка в стоп-ванну грозит глухим почернением теней.
За время проявления одного отпечатка свойства проявителя успевают измениться (лит-проявитель быстро окисляется), и следующий отпечаток будет выглядеть уже по-другому. В силу этого печать проб годится только для грубой предварительной оценки, конечный отпечаток все равно будет отличаться от пробы. Поэтому невозможно заранее предсказать результат печати, можно только приблизительно его оценить, во многом опираясь на интуицию.
Одно из самых интересных свойств лита – невозможность точного повторения отпечатков с одного и того же негатива. Даже если сделать два отпечатка с одинаковой выдержкой и проявлять их одинаковое время, они все равно будут заметно отличаться друг от друга.
Лит-проявление – во многом хаотический, недетерминированный процесс. Фотограф может направить этот процесс в нужное русло, но не может предсказать во всех деталях результат процесса – так же, как художник заранее не знает, как ляжет каждый мазок на будущей картине. Каждый получаемый отпечаток уникален, что приближает лит-печать к ручным, “hand-made” способам получения изображений.
Ниже приведено несколько рецептов лит-проявителей, которые с успехом могут быть использованы в процессе лит-печати.
Рецепт проявителя Chemco
Раствор А | |
---|---|
Вода | 500 мл |
Гидрохинон | 135 г |
Формальдегид-бисульфит калия | 110 г |
Диэтиленгликоль | 118 мл |
Трилон Б | 0,25 г |
Гидроксид калия (45% р-р) | 2,8 мл |
Вода | до 1 л |
Раствор Б | |
---|---|
Вода | 750 мл |
Гидроксид натрия | 9,5 г |
Бромистый калий | 1,57 г |
Формальдегид-бисульфит калия | 63 г |
Борная кислота | 13,5 г |
Вода | до 1 л |
Перед использованием смешать 1 часть раствора А, 1 часть раствора Б и 4 части воды. При использовании проявителя для лит-печати разбавить его водой в 4-10 раз.
Рецепт проявителя Kodak D-85
Раствор А | |
---|---|
Вода | 500 мл |
Сульфит натрия безводный | 36,5 г |
Борная кислота | 9,4 г |
Гидрохинон | 28 г |
Бромистый калий | 2 г |
Вода | до 1 л |
Раствор Б | |
---|---|
Вода | 500 мл |
Метабисульфит натрия | 11 г |
Сульфит натрия | 1 г |
Параформ | 37,5 г |
Вода | до 1 л |
Непосредственно перед использованием смешать 4 части раствора А и 1 часть раствора Б. При использовании проявителя для лит-печати разбавить его водой в 4-10 раз.
Рецепт проявителя Ilford ID-13
Раствор А | |
---|---|
Вода | 750 мл |
Гидрохинон | 25 г |
Метабисульфит калия | 25 г |
Бромид калия | 25 г |
Вода | до 1 л |
Раствор Б | |
---|---|
Холодная вода | 750 мл |
Гидроксид натрия | 50 г |
Вода | до 1 л |
Непосредственно перед использованием смешать одну часть раствора А и одну часть раствора Б. При использовании проявителя для лит-печати разбавить его водой в 4-10 раз.