Техника печати

Залог хорошего отпечатка – правильно экспонированный и проявленный негатив, содержащий всю необходимую информацию в светах и тенях. При экспонировании я в основном руководствуюсь правилами, предписываемыми Зонной Системой (Zone System), делая поправки на мою методику проявки и требуемый для моих способов печати контраст.

Для проявки негативов я предпочитаю использовать тонирующий проявитель Pyrocat-HD, разработанный в начале 90-х годов английским фотографом Sandy King. Этот проявитель дает тональность, наиболее подходящую для моих работ, с хорошей проработкой деталей в тенях и мягкими тональными переходами в светах, и позволяет уместить в отпечаток огромный тональный диапазон без потери качества.

Но негатив – это только заготовка, зафиксировавшая реальность “как она есть”. Эту реальность предстоит творчески интерпретировать. Как говорил известнейший фотограф XX века Ансел Адамс, негатив – это ноты, а отпечаток – это симфония, которую предстоит исполнить по этим нотам фотографу.

Итак, наступает самый ответственный этап – этап печати. Здесь важна каждая мелочь, вносящая свой маленький вклад в создание изображения, поэтому при печати не бывает компромиссов. Можно исправить ошибку экспозиции, можно исправить ошибку проявки, но невозможно исправить ошибку печати, поскольку на выходе – окончательное изображение. Поэтому творческая печать – очень трудоемкий процесс, даже при наличии большого опыта. На печать “трудного”, плохо поддающегося интерпретации негатива, можно потратить несколько дней и при этом не достигнуть удовлетворительного результата.

Для печати я использую увеличители с диффузным источником света, которые дают более плавные и деликатные полутона, чем конденсорные увеличители с их репортажно-жестким рисунком. Всегда используется мультиконтрастная фотобумага, позволяющая управлять локальным контрастом отдельных участков изображения (на бумаге фиксированного контраста это было бы невозможным). Печать производится методом split-grade printing, суть которого – в раздельной экспозиции для теней (через пурпурный фильтр) и для светов (через желтый). Этот способ печати дает большую точность и одновременно большую свободу в управлении контрастом и тональностью отпечатка, в конечном счете делая путь к достижению авторского замысла более коротким.

Завершительная стадия создания черно-белых отпечатков – многостадийное тонирование, которое “вдыхает жизнь” в традиционную серую гамму полутонов. При тонировании усиливается насыщенность теней, одновременно с этим света утепляются и визуально “расширяются”, создавая эффект внутреннего свечения фотографии.

После тонирования отпечаток, как правило, подвергается небольшой ретуши, позволяющей скрыть мелкие дефекты негатива, фотобумаги и печати.

Кроме традиционной черно-белой печати я часто применяю лит-печать (lith printing) для, тех случаев, когда особенно требуется подчеркнуть пикториальность работы и усилить внутреннюю вибрацию изображения.

Пример 1

Слева показан прямой отпечаток с негатива. Большая разница в яркости моря и неба не позволяет в одну экспозицию напечатать их на бумаге с должным контрастом и детализацией.

Справа приведен отпечаток, полученный путем обдуманных манипуляций в темной комнате в соответствии с авторским видением данной фотографии.

before1     after1-b

Ниже представлен протокол печати фотографии, содержащий номер пленки и кадра в архиве, дату печати, значение диафрагмы, плотность нейтрального фильтра, сорт бумаги, формат, проявитель и все манипуляции в желтом и пурпурном каналах, информация о тонировании.

log1

Пример 2

Этот кадр был сделан пинхолом да еще и с мультиэкспозицией, что повлекло за собой общее снижение контраста. При традиционной черно-белой печати не получалось добиться достаточно сочного изображения, даже экспонируя бумагу лишь через пурпурный фильтр. Отпечаток выглядел вялым и бесфактурным (фотография слева). Хотелось получить контрастный отпечаток с глубокими фактурными тенями и игрой цвета.

Поэтому была применена лит-печать (фотография справа), которая позволяет тонко и неограниченно управлять контрастом, раздельно регулируя плотность светов (экспозицией) и теней (временем проявки). Такая техника печати позволяет получать с негатива любой степени вялости сочный и контрастный отпечаток.

Так, благодаря лит-печати, фотография ожила: света наполнилась воздухом и объемом, а тени приобрели желаемую фактурность.

non-lith     lith-b

Пример 3

Слева показан прямой отпечаток с негатива.

Справа приведен отпечаток, полученный путем обдуманных манипуляций в темной комнате в соответствии с авторским видением данной фотографии.

before3     after3-b

Протокол печати.

log2